Сегодня в Новосибирске стартовал IX Международный Сибирский транспортный форум и специализированная выставка транспортно-логистических услуг, коммерческого транспорта и спецтехники. Одним из деловых мероприятий первого дня работы стала конференция «Транспортно-логистические коридоры: современные реалии и перспективы».
В работе конференции приняли участие представители органов власти, руководители работающих в этой сфере компаний и эксперты отрасли.
В их числе исполнительный директор «Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок» Сергей Авсейков, генеральный директор АО «Евросиб СПб-транспортные системы» Иван Атемасов, заместитель директора департамента инвестиционной политики Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Антон Буравов, руководитель центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований фонда «Центр стратегических разработок» Даниил Наметкин, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергей Максимов, министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников, первый заместитель генерального директора АО «ВЭБ Инфраструктура» Дмитрий Твардовский. Модератором конференции выступила первый вице-президент фонда «Центр стратегических разработок», председатель Общественного совета Минтранса России Татьяна Горовая.
В ходе заседания его участники обсудили важнейшие проблемы, которые встали перед транспортно-логистической отраслью России на современном этапе ее развития. Особое внимание они уделили новой роли транспортно-логистических коридоров в условиях санкций, достижениям и трудностям на пути перестройки логистики. В центре дискуссии оказались также возможности поворота грузовых потоков на Восток, баланс интересов экспортеров и импортеров в использовании провозных мощностей.
Выступивший с докладом Лев Решетников отметил, что события начала года внесли коррективы в динамику внешнеэкономической деятельности Новосибирской области, треть экономики которой приходится на торговлю и логистику. «У нас 105 стран-партнеров. «Отвалилось» за 2022 год всего девять стран... Ближний Восток, Средняя Азия — рост составил 124%... Азиатские направления растут. При этом хотел бы отметить удивительный, но интересный факт — у нас в Новосибирской области «отваливаются» европейские страны, ... через которые у нас сегодня идет логистика, но с США даже приросли», — сообщил министр.
По словам Даниила Наметкина, сегодня экономика сталкивается с серьезными вызовами. «Нужно переориентировать транспортно-логистические потоки с западных направлений, что с связано с закрытием поставок на Питер, на Балтийский бассейн, частично на Черноморский бассейн. Это также связано с уходом или частичным ограничением крупнейших контейнерных операторов... и поиск новых логистических маршрутов через азиатские страны», — сформулировал задачу эксперт.
Иван Атемасов, в свою очередь, указал на узкие места транспортной инфраструктуры, которые необходимо расширить для того, чтобы разворот на Восток состоялся быстрее и удобнее для перевозчиков. «Есть определенная специализация: на 76% порты Дальнего Востока ориентированы на уголь. Только на 5% ориентированы на металлы и железорудное сырье», — сказал он. Кроме того, по словам руководителя компании, не все участки железнодорожной инфраструктуры позволяют везти тяжеловесные грузы.
Развитие дорожной инфраструктуры России предусмотрено, в частности, пятилетним планом Государственной компании «Российские автомобильные дороги». По данным заместителя директора департамента инвестиционной политики Антона Буравова, до 2027 года государственная компания построит и реконструирует почти 1,5 тысяч километров скоростных дорог первой категории на территории 14 субъектов федерации.
Сергей Авсейков предложил компаниям выступать с инициативами, касающимися дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры. По его словам, если такие инициативы будут учитывать не только планы отдельного частного бизнеса, но интересы государства в целом, они с высокой степенью вероятности будут поддержаны.
Подводя итоги дискуссии, модератор Татьяна Горовая отметила, что введение санкций подтвердило необходимость рассматривать проблемы транспорта и логистики с большой временной перспективой. Это позволяет оптимизировать работу отрасли и быстрее решать возникающие перед государством и бизнесом задачи.